ЛИВНЫ
ИНФО
Орловская область - Ливенский район - город Ливны - Вторник - 2018-06-19 - 07.35.49
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная страница Статьи и пресс-релизыРегистрацияВход
Меню сайта ЛИВНЫ ИНФО
Последние объявления
Все объявления

Добавить объявление

Последние новости
Все новости


Начало » Статьи » Жизнь города и района » Город и люди

Официально [3]
Статьи официальных органов
Образование [2]Здравоохранение [1]
История и география [22]Город и люди [66]Партийная жизнь [1]
Творчество ливенцев [3]

ПУТЬ ОТ ЭЛЕКТРОНА К ЯДРУ АТОМА во имя человечества
ПУТЬ ОТ ЭЛЕКТРОНА К ЯДРУ АТОМА во имя человечества К 90-летию Р.В.Хохлова, академика АН СССР, ректора Московского Государственного университета имени М.В.Ломоносова 15 июля 2016г. исполнилось бы 90 лет со дня рождения Рема Викторовича Хохлова. Его не стало в 1977г. Он ушёл из жизни, когда ему едва исполнился 51 год. Ректором Московского университета он был в 1973 – 1977 годы, всего четыре с половиной года. Но своей стране, людям, обществу, науке он служил без преувеличения тридцать пять лет с того дня, как 18 октября 1941 г. пятнадцатилетним мальчишкой, вдвоём с матерью, Марией Яковлевной Васильевой, с рюкзаками за спиной, направился к райкому (в добровольцы зачисляли через райкомы партии), затем на Курский вокзал. 16 октября под Москвой был прорван фронт. Эшелон направляется под Тулу, где формируется Шестая сапёрная армия, в которой в звании инженер-майора служит отец Рема. Шестая сапёрная армия будет строить под Тулой на пути гитлеровцев оборонительные заслоны. Из более тридцати лет из тридцати пяти Р. В. Хохлов отдал физическому факультету и МГУ. Научный и послужной список его восхищает и поражает. Созданная Хохловым на физическом факультете кафедра Волновых процессов практически сразу получает мировое признание. Под его руководством на кафедре ведутся работы по постановлению Совета Министров СССР. Рем Викторович избирается членом Учёных Советов в ряде закрытых НИИ. Является Председателем Совета АН СССР по когерентной и нелинейной оптике. Почётным доктором нескольких зарубежных университетов. В 1966 г. Академия наук СССР избирает его членом-корреспондентом, затем действительным членом академии. Членом Президиума АН СССР. Членом Президиума Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК). Правительство назначает Р. В. Хохлова Председателем «Секции нелинейной оптики и модуляции света» Межведомственного Координационного Совета по квантовой электронике, возглавляемого Министром оборонной промышленности С. А. Зверевым. 16 июня 1974г. ректор МГУ академик Рем Викторович Хохлов избирается депутатом Совета Союзов Верховного Совета СССР, членом Комиссии по вопросам молодёжи при Палате Совета Союзов ВС СССР. В марте 1975 г. его избирают членом Советского Комитета за европейскую безопасность. В августе 1975 г. на Юбилейном Конгрессе Международной Ассоциации университетов Рем Викторович избирается вице-президентом МАУ. В 1976 г. Р.В.Хохлова назначают заместителем председателя Комиссии по науке, народному образованию и культуре Совета Союзов ВС СССР, полномочия которой превышали полномочия Совета Министров по данным вопросам. На XXV съезде КПСС он избирается членом Центральной Ревизионной Комиссии (ЦРК). 14 июня 1976г. ему вручается юбилейная медаль Всемирного Совета Мира «За активную общественную деятельность по укреплению мира между народами». В 1977г. Президиум АН СССР возлагает на Р.В.Хохлова обязанность по осуществлению связи между Академией наук и высшими учебными заведениями страны, с введением должности вице-президента. Ремом Викторовичем Хохловым была создана научная школа, влияние которой распространялась далеко за рубежи нашего Отечества. Как можно было выдержать такую колоссальную и разнонаправленную нагрузку, тем более, что это был человек чрезвычайной ответственности? Но это был человек, способный охватить проблему в целом, создать коллектив, предложить способ решения проблемы, осмыслить результат и увидеть дальнейшую цель, заворожить новой идеей. И самое главное – он сразу поставил перед собой и своей группой задачу совмещения в научном исследовании работу физика-теоретика и экспериментатора. Так было, когда, сделав ещё только первый шаг к науке, он уже поставил перед собой эту новую задачу. И так продолжалось всю его жизнь. Через много лет Рема Викторовича спросили, что ведёт его по этой нелёгкой, постоянно восходящей, требующей громадного напряжения сил дороге, ведь мало кто мог разделить сложности и потери на этом пути. Он ответил: «Высшая радость человека происходит от познания и свершения нового. Не только твоей мечты, но и общечеловеческой». Друг Рема Хохлова со студенческой скамьи Д.В.Ширков, академик РАН, почётный директор атомного отдела Международного института ядерных исследований, говорил: «Я внимательно наблюдал за Ремом, но только с возрастом я понял (а Рем очень рано), что отдавать всё людям, дарить себя – это и есть настоящая радость. Это самое значительное. Самое лучшее. Это то, что даёт человеку силы, уверенность». Один из первых дипломников Хохлова, В. Н. Парыгин (в то время Рем был ещё только аспирантом, хотя и Сталинским стипендиатом), рассказывал: «Конечно, у него была огромная научная база. Системный подход к анализу всего и всегда. Он видел логику расчёта и логику развития процесса, который стоит за этим расчётом. Это был синтез интуиции и организации. Именно в этом я вижу проявление его гения». И другой, один из талантливейших учеников Рема Викторовича, профессор МГУ В. Т. Платоненко, уже по прошествии 25 лет после невосполнимой утраты с неумирающей болью сказал: «Мне он снится и теперь. Живой. Будто он вернулся к нам на кафедру уже в это время. И вот сейчас в новой обстановке мы начинаем работать так, как работали тогда. Мы всё делаем заново. Заново будем строить наши установки, считать, радоваться все вместе… Нам всем его так недостаёт! Его нельзя забыть. Он ни у кого ничего и никогда не отнимал – только давал. Угнаться за этим человеком в науке было практически невозможно. С ним надо было идти вместе, либо лишь позволять себе смотреть со стороны. Бывают люди, которым бессмысленно завидовать». Как говорил великий Гёте: «Если рядом с тобой гений, полюби его. Иначе ты умрёшь от зависти». Профессор МГУ В.Б.Брагинский, член-корреспондент РАН, сам будучи выдающейся личностью и выдающимся физиком, дал точную, всеобъемлющую, глубокую характеристику своему первому шефу в науке, бесспорно, руководствуясь заветом Гёте. Судьба свела их на кафедре Теории колебаний, в значительной степени сформировавшейся на работах Л.И.Мандельштама в области нелинейных колебаний, в то время новейшего направления в физике. Сегодня достижения в этой области охватывают весь спектр возможных исследований, как явлений природы, так и жизнедеятельности живых организмов, включая человека. Ведь жизнь на земле зарождалась и продолжает развиваться в пространстве электронных излучений, исходящих из Космоса, космической плазмы, в пространстве волн и колебаний… во взаимодействии с электрическими явлениями, возникающими в атмосфере Земли. Оба физика, каждый со своей стороны, решили посвятить себя раскрытию этих тайн. Оба, пройдя свой путь в науке, увидят завораживающие перспективы дела, которому отдали свои жизни. Пройдет время, и Брагинский напишет, вспоминая Хохлова: «Это был лучший образец личности, мужского характера в самом значительном смысле этого слова. Это был человек необыкновенной щедрости души. Работая в коллективе, он с самого начала своего пути выбрал очень трудную, но плодотворную цель – создать коллектив талантливых молодых людей, работающих сообща. И до сих пор на том, что он создал, работают люди, работает молодёжь, которая, может быть, и мало знает о Реме, но традиции на кафедре остаются. Это был прекрасный организатор в самом высоком смысле этого слова, человек исключительных моральных качеств. Таких я больше не встречал в своей жизни. Он был доступен и как учёный и как ректор. Ему, конечно, завидовали. Было и соперничество. Была и ревность. Должен сказать, что ему было очень непросто в этом мире. Но он умел держать всё в рамках нормальных человеческих отношений. Не жалел своего времени на то, чтобы оказывать людям внимание, помогать, выслушивать их. А это редкость в нашем мире. Повторяюсь, это был исключительный человек. Единственный экземпляр». – Это был гений? – спросила я. – Да, гений, – твердым голосом, каким всегда говорил Владимир Борисович, ответил он. – Разве вы этого не знали? Он помолчал и продолжил: – Послевоенные годы … Мы учились на Моховой. Жизнь была особенной. Мужественность. Человечность. Многосторонность интересов. Увлечённость наукой. Ректор Хохлов принадлежал к тем 95% членов Коммунистической партии Советского Союза, которые совершенно бескорыстно отдавали силы и время для развития страны, улучшения жизни народа. Гениями, безусловно, рождаются, но и гению нужна поддержка, может быть, даже бóльшая, чем таланту, о котором всякий знает, что таланту надо помогать. У Рема были прекрасные родители, но власть родителей кончается рано. Он шёл по жизни сам. Но, конечно, ему помогало великое время, в которое все мы жили. Рэм Хохлов. Так называли сына родители. Революция, Энгельс, Маркс. Революция, электрификация, мир! Но так случилось, что при оформлении паспорта буква «э» в его имени была заменена на «е». Он не стал настаивать на исправлении. Это было очень характерно для него – полное небрежение к себе лично и немного фатализм: путь будет то, что будет. Он всегда был внимателен к делу, к людям, окружающим его, и так мало притязателен к обстоятельствам, сопутствующим тому главному, что составляло его жизнь, – науке. Рем (а так называли Рема Викторовича в разговорах о нём почти все – на физическом факультете, в университете, в академии, в Москве…) родился в городе Ливны на Орловщине. Центр этой земли – Орёл – издавна называли третьей литературной столицей России. Лев Толстой, Фет, Лесков, Тургенев, Бунин, Набоков… Как утверждают историки, Ливны принадлежат к числу древнейших русских городов. На территории Ливен обнаружены предметы быта людей каменного века и раннего бронзового века. С трёх сторон по степи здесь сходились три дороги, по которым на Москву двигались конные татарские отряды. По рекам Донцу и Осколу из глубокого рва и вала против их внезапных набегов была выстроена сторожевая ограда; стены крепости простояли до 1774г. В начале XVII века город примкнул к восстанию Болотникова, городской воевода бежал. Восстали холопы, крестьяне, стрельцы, казаки и даже дворяне. Но Первая крестьянская война в России была остановлена. Это был семнадцатый век. Как один из северных форпостов войска Донского город защищал границы Московского государства все последующие века, по XX век. И когда в 1941г. орловские земли были захвачены немецко-фашистскими завоевателями, Комиссия по охране памятников страны обратилась к населению Орловщины с призывом: «Граждане! Берегите то, что осталось от поколений, ушедших в вечность. Что волновало их ум и сердце, что украшало их жизнь!» На этой земле рождались сильные люди – солдаты Отечества и мыслители. В Ливнах родились: Н. Я. Данилевский, идеолог панславизма, оставивший в наследство потомкам книгу «Россия и Европа», русский актер П. М. Садовский, Сергей Булгаков, русский религиозный философ, труды которого изучал Сталин. В 20-х годах XX столетия в Ливнах родились создатель высокоточного оружия А. Г. Шипунов, авиаконструктор Н.Н.Поликарпов, заслуженный врач России Л.М.Рошаль, ректор МФТИ академик РАН О.М.Белоцерковский… Ректор МГУ академик АН СССР Р.В.Хохлов. В таком небольшом русском городе в XX столетии родилось столько выдающихся исторических деятелей! В 1906г. в семье священника Якова Ивановича Васильева родилась дочь Мария, ставшая матерью ректора Московского университета. Яков Иванович был современником Сергея Сергеевича Булгакова, российского мыслителя, искавшего на переломе двух столетий путь России в Новое время. Пути их сходились в Ливенском духовном училище. Яков Иванович умер очень рано, накануне Первой Мировой войны, в Ливнах. Сергей Булгаков прожил большую жизнь и умер в Париже, оставив родному городу признание: «Здесь я определился как русский сын своего народа и матери − русской земли, которую научился чувствовать и любить». В семье Якова Васильева родилось шестеро детей: Александра, Василий, Иван, Анна, Мария и Ольга. Василий, закончив Бауманский институт, работает в авиационной промышленности, затем он был переведён в Народный комиссариат иностранных дел. В 1940г. Василий получает назначение на работу сначала в посольства Германии, Монголии, Турции, а в конце Второй Мировой войны – в посольство Великобритании. Иван погиб в боях под Демьянским. Самая старшая из детей Александра вышла замуж за известного революционера, члена РКП(б) с 1913г. Мария, выросшая в семье старшей сестры, поступила и окончила физический факультет Московского университета, защитив кандидатскую диссертацию. Отец Рема, Виктор Христофорович Хохлов, вырос в Туле. Тула, Орёл, Елец, Ливны – это одна исторически значимая часть России. Междуречье: Ока, Дон, Сосна, Воронеж. Тула – это близость к Ясной поляне, куда на поклон к великому Льву Толстому со всей России шли ходоки. Это и город тяжёлой промышленности, мощного рабочего класса. Отец Виктора Хохлова работал бухгалтером на крупном военном заводе. Рабочее движение в Туле было значительным. С юношеских лет Виктор Хохлов оказался в эпицентре этого движения. С 1905г. революционные события захватывали разные общественные слои, и особенно молодёжь. Они чувствовали себя представителями героической эпохи. Виктор вступил в комсомол, и, когда ему исполнилось всего лишь 20 лет (время, когда он встретился с Марией), он уже был членом Президиума ЦК РКСМ. Он вступает в РКП(б), призывается в армию и одновременно учится в Московском энергетическом институте. В 1926г. у Виктора и Марии рождается сын. После окончания МЭИ Виктора Христофоровича направляют на строительство электростанций и линий передач в Японском море. Через три года он получает назначение в правление Энергоцентра, где встречается с Глебом Максимилиановичем Кржижановским, участвует в работе над всемирно известным проектом ГОЭЛРО. Затем командируется на строительство канала Москва-Волга. Это было фантастическое время! Страна напряжённо и с громадным энтузиазмом строила новую жизнь. И что бы ни говорили (и раньше и теперь) ниспровергатели этого времени, молодёжь строила новое государство по праву наследников 1000-летней истории России, которая в XX столетии должна была занять ведущее место в стремительно развивающемся, военизирующемся, раскалывающемся мире. И страна сделала это. Сыновья и дочери этого поколения победили фашизм. На переломе 1941-42 гг. немцы под Москвой получили своё первое фатальное поражение, изменившее дальнейший ход событий на фронтах и насторожившее союзников Гитлера. В конце ноября Рем возвращается в зашторенную, голодную, холодную Москву. Он живёт один в большой 4-хкомнатной квартире в доме, специально построенном для строителей канала Москва-Волга. Ему 16 лет, он поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, работает в авторемонтных мастерских, спит по 3 часа сутки. Весной 43 года он сдаёт экстерном экзамены за 9 и 10 классы и получает аттестат с тремя четвёрками и двенадцатью пятёрками, среди пятёрок, конечно, естественные дисциплины, математика, но и литература и английский. Он давно хотел стать лётчиком и теперь поступает на авиамоторный факультет Авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Наступает 1943 год. Это разгром немецких войск под Сталинградом, на Орловского-Курской дуге. Успехи армии сразу обозначали изменения в жизни страны. Началось мирное строительство народного хозяйства. В Москву возвращается Академия наук. Восстанавливается система образования, культурная жизнь. Студенты освобождаются от призыва в армию. В вузах и техникумах вводятся стипендии. Из действующей армии государство возвращает специалистов. В Москву возвращаются Мария Яковлевна и Виктор Христофорович. Рем сдаёт в авиационном институте экзамены за три семестра. Шёл победный 1945 год. Весной сорок пятого Московский университет объявляет приём студентов на старшие курсы из других вузов. И Мария Яковлевна делает всё, чтобы уговорить сына перевестись на физический факультет. Однажды, когда Рем был ещё школьником, Мария, разыскивая лекции по математическому анализу (она сама была тогда студенткой), обнаружила, что сын старательно переписывает её лекции в свою тетрадку и что он разбирается во всём этом… И преподавательница математики, характеризуя Рема, говорила: «Я ещё никогда не видела так оригинально мыслящего мальчика»… Но Виктор Христофорович хотел видеть сына конструктором, инженером; и, кто знает, может быть, он был прав. Может быть, Рема Викторовича ждала судьба выдающегося конструктора двигателей для космических кораблей! Конечно, на этом поле деятельности интеллектуальный размах и неисчерпаемая энергия Хохлова высветилась бы ещё более ярко… Спустя много лет, Мария Яковлевна скажет, что, настояв на переходе сына в университет, она определила для него более широкое пространство приложения сил. Однако ещё более существенным было то, что собственным примером и примером жизни отца она определила глубинные нравственные приоритеты, что так важно было для новой строившейся Советской России: Большая наука и Образование народа. Мария Яковлевна на физическом факультете вела научную работу в статусе доцента. Но она была и секретарём партийной организации, что было не просто в столь высоко интеллектуальной среде. Как член партии, она никогда ни на какие компромиссы не шла. «Это порождало и недругов, − говорил профессор физического факультета Стрелков, подчеркнув: − Но она была добрым человеком. Ей многое можно простить за то, что она подарила университету такого сына!» И уже в 2003 году профессор МГУ, Первый секретарь Ленинского РК КПСС Владимир Александрович Протопопов скажет: «Кто знает, как сложилась бы наша история, если бы Рем Викторович остался жить! Это был человек, влияние которого было неограниченно». Впервые в качестве студента Рем Хохлов пришёл в Московский университет (тогда ещё находившийся в самом центре Москвы, у стен Кремля, на улице с поэтическим названием Моховая) в апрельский день 1945 года. На стене в аудитории, в которой он слушал свою первую лекцию, висел плакат с нарисованной шкалой электромагнитных волн – от радиоволн до гамма-лучей. Думал ли он тогда о том, что этот путь по шкале частот, к познанию которого человечество ещё только приступило, им и его кафедрой будет освоен полностью. Известно, что электромагнитные волны могут излучать самые разные тела, включая живых существ. И в 1898 году А. С. Поповым впервые экспериментально было доказано, что с помощью э. м. волн возможна передача информации на расстоянии. При дальнейших исследованиях было доказано, что в природе существует единый спектр электромагнитных колебаний. Наука разделяет его на области: радио-, СВЧ-волны, инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовый, рентгеновский и гамма-излучение. При освоении коротких волн в десятки метров стала возможна радиорелейная связь. При освоении метровых волн появились радиолокация и телевидение. Освоение сантиметрового диапазона позволило развивать космическую связь… С большим отрывом от мирового уровня шло в СССР освоение миллиметрового диапазона, что открыло возможность передачи большого объёма информации оборонного значения, получения высокой точности целеуказания, осуществления скрытости связи. Далее осваивается диапазон от долей микрона, в котором роль радиопередатчиков выполняют атомы, излучающие не радио-, но световые волны. Но это не солнечный свет, это так называемое упорядоченное во времени и пространстве лазерное когерентное излучение – слабо рассеивающийся остронаправленный луч, проявляющийся как особое свойство нелинейности. Это область научных интересов Рема Викторовича. «С появлением квантовых генераторов, – пишет он, – физики смогли получить луч, для которого угол падения уже не равен углу отражения; луч, который изменяет свой цвет, пройдя через вещество! Попробуйте-ка выразить подобные процессы на языке линейных уравнений! Но при всём многообразии нелинейных оптических эффектов вызваны они, по сути дела, – одним физическим процессом. Любая прозрачная среда под действием попавшего в неё света начинает излучать собственные волны. Атомы возбуждаются и переизлучают полученную энергию. Если колебания электронов происходят в такт пришедшей волне, частота сигнала сохраняется. Так бывает, когда энергия волны сравнительно невелика. А вот при очень сильных сигналах электроны занимаются «творчеством» – они порождают своё собственное излучение уже иной частоты и иной интенсивности. И поскольку именно и частотой связано цветовое «одеяние» света, например, красный луч может превратиться в ультрафиолетовый. Ничего подобного до создания квантовых генераторов и усилителей оптика не знала». (Какая яркая образность в передаче столь плохо усвояемого языка науки?! Всё ясно и чётко. Такими были и лекции Рема Викторовича, в которых на языке математики шла речь о глубинных преобразованиях материи, происходящих в Нелинейном мире). «Это были годы бурного развития лазерной физики, которые сводили вместе людей разных по своим научным интересам. На конференциях и семинарах по лазерной тематике встречались радиофизики, оптики, спектроскописты, специалисты по молекулярной физике и физике твёрдого тела. Начиналась новая эра в науке. В этом пёстром «смешении языков и народов» Рем Викторович был одним из главных центров притяжения. Тогда, в эти годы «начала прорыва», по его же словам, у Хохлова ещё не было всех его титулов и званий, но признанным лидером в зарождавшейся новой физике, он уже был», – так писал Леонид Келдыш. Одним из ярких достижений Рема Викторовича в период начала 60-х годов стало выдвижение, а затем реализация идеи создания параметрического генератора света – лазер, обеспечивающий возможность плавно перестраивать собственную длину волны. «Я помню, когда Рем Викторович предложил эту идею, – рассказывал ученик Хохлова, делавший дипломную работу в номерном институте. – Это была настоящая революция! Одно дело, ты имеешь возможность работать на фиксированной частоте, а другое – можешь плавно её менять. Сегодня, например, мы делаем для армии бинокли-дальномеры, работающие на длине волны, при которой хрусталик глаза не пропускает к сетчатке излучение – техника делает чудеса! Дело Рема Викторовича живёт. Но я хочу упомянуть ещё об одной из многих пионерских идей Хохлова – создание знаменитой феодосийской лазерной системы. О первом в мире лазерно-телевизионном изображении, получаемом на расстояниях, в 2,5 – 3 раза превышающих дальность действия обычной системы подводного телевидения! Да, дело Рема Викторовича продолжает служить всем нам… Но как один человек мог «объять необъятное»? Я присматривался к нему, чтобы перенять что-то для себя. Мне запомнились некоторые фразы, которые в какие-то моменты он проговаривал. Например: «Если у меня есть свободные пять минут, я пять минут занимаюсь наукой». «Большие дела делаются малыми делами, но настоятельными усилиями». И третий тезис: «Неважно, кто первый сказал «я». Важно, кто первый сказал «я» – внятно». Когда Рем Викторович произносил подобные слова, он как бы абстрагировался от своего совета. И если это были мысли по делу, то уже через минуту его мысль принадлежала собеседнику. А Хохлов и не претендовал на авторство, – с гордостью и немного с сожалением об ушедших великих временах вспоминал тогда уже член-корреспондент РАЕН Валентин Дмитриев. «И за пределами России учёные до сих пор помнят его», – говорил профессор Гарвардского университета Кембриджа Николакс Бломберген, долгие годы соратник Хохлова по работам в области нелинейной оптики (получивший за эти работы Нобелевскую премию, но уже без Хохлова). «Мы помним Рема и его пионерский вклад в нелинейную оптику. Его идеи о параметрическом генераторе света стали теперь технологический реальностью. Это большая честь для меня, – говорил Николакс Бломберген, – воздать должное его памяти от имени всех учёных. Рем был бы удовлетворён, если бы мог быть свидетелем развития его работ за последние два десятилетия. Нелинейно-оптические импульсы, называемые солитонами, распространяются на 10000 миль и более через океаны и вокруг земного шара. Оптические коммуникации невероятно увеличили возможности контактов как между отдельными людьми, так и между нациями всего мира. На горизонте уже вырисовывается оптическая связь. Рем был пионером в важнейшей и до сих пор интенсивно развивающейся науке и технологии. И мы помним о нём». Эту речь Нобелевский лауреат произнес, приехав в Москву, в Московский университет, который отмечал 70-летие своего выдающегося учёного, ректора, исключительного человека, который прославил свой университет, Рема Викторовича Хохлова. Торжественное заседание проходило в Клубе учёных МГУ 14 октября 1996 г. Зал был переполнен. С докладами выступали ректор Московского университета Виктор Антонович Садовничий. Учёные, приехавшие из разных городов, институтов и университетов государства Российского. Научная элита Запада и Востока. Стэнфордского университета. Центра нелинейных материалов, США. Корнельского университета. Массачусетского технологического института, Кембридж, США. Гарвардского университета. Дартмутского колледжа, Гановер, США. Эколь Политехник, Палезо, Франция. Ливерморской Лоуренсовской национальной лаборатории, Ливермор, США. Института общей физики, Киев, Украина. Физического института, Вильнюс, Литва. Института Сока Гаккай, Япония… Представителей университетов 25 крупнейших и малых городов планеты собрал в своих стенах Московский университет в день памяти Рема Викторовича. Рем Викторович считал, что изучение волновых процессов в природе неисчерпаемо, и фундаментальной базой этой неисчерпаемости является такое мощное оружие исследования как лазеры. Он всегда находил точки роста в науке, и в этом ему помогала неподдающаяся объяснению интуиция. С публикации в 1972 г. в ЖЭТФ статьи «К вопросу о создании γ-лазера на основе радиоактивных кристаллов» Рем Викторович начинает исследования в области γ-оптики. Перед ним стояла сверхсерьёзная проблема. На тот момент времени (середина 70-х г.г.) уже было устойчивое понимание, что при выборе определённых кристаллов, осуществляя перестройку частоты, «гибридизацией» излучения двух генераторов можно практически на любой частоте получить когерентное излучение. Задача, которую предстояло решить, была в том, что чем более высокую частоту необходимо получить, тем бóльшим должен быть энергетический «скачок» в молекуле или атоме. Даже для самых длинноволновых гамма-лучей (от 0,05 до 1 Å) для этого потребуется приложить от 12 до 250 килоэлектровольт. В ультрафиолетовых квантовых генераторах можно использовать переходы в электронных оболочках… Но чтобы получить волну ~ 0,1 Å, нужно иметь большие атомы (например, урана). Как пишет Рем Викторович: Необходимо «ободрать с орбит все электроны, кроме самых далёких и заставить их одним прыжком добраться до самой близкой к ядру орбиты… Но это будет всего лишь переход на волнах 50 Å! Таким образом, для гамма-лазера остаётся только ядро! «Энергия ядерных переходов достигает 20 мегаэлектровольт! Это соответствует длине волны до 0,0005 Å, – пишет Рем Викторович. − Но какова польза для человечества, которое должно, по мнению ученых, собрать свои силы и заняться столь сложными, затратными и пока неопределёнными во времени исследованиями?!» На этот вопрос Рем Викторович отвечает так: Это научное исследование с целью исследования внутриядерных процессов. Гамма-лазеры, воздействуя на ядра атомов точными дозами энергии открыли бы принципиально новые возможности превращения одних химических элементов в другие – в промышленных масштабах. Это и воздействие на живую ткань с медицинскими целями. Это передача энергии остронаправленным лучом, например, с будущих космических атомных электростанций на Землю. Передача больших потоков информации. Это гамма-голография. «Фантастическая идея!» Именно такие слова были сказаны, когда эта идея обсуждалась на экспертной комиссии Академии наук. Такое время наступит. С помощью гамма-лазера физики будут передавать энергию Космоса на Землю – с будущих электростанций! Превращать необходимые для жизни человека вещества в масштабах, удовлетворяющих нужды грядущего человечества. С помощью этих невидимых, но несущих громадную энергию лучей человек получит возможность увидеть изображение молекулы и атома. Гразер войдёт в жизнь человека, как уже теперь это делает и лазер, и тепловизор, и компьютер, открыв ему тайны, которые человек уже так давно хочет познать. Советское время в России – это было время социальной и культурной революции. Научно-технической революции. Индустриализации. Время Отечественной, Второй мировой войны и Великой победы над фашизмом. Время восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Это время, когда Россия перешагнула великие достижения европейских мыслителей 18 века, за чем шла русская интеллигенция в Европу. Реализовав в 20 веке провозглашенные европейской цивилизацией идеи всеобщего равенства и братства. Предъявив миру элиту – героев, гениев науки и искусства, строителей новой государственности, созидателей грандиозной истории. Советская Россия шагала в XXI столетие, далеко позади за собой оставив как европейскую государственность, так и культуру, демонстрировавшую все признаки упадка. За СССР шли народы мира. Но история не бывает линейной. Она не только циклична, но хаотична, непредсказуема, как и сам человек, стремящийся понять загадку природы от атома до мира, который его окружает. В СССР учёные двадцатого века глубоко осознавали, что расцвет, счастье человека в это мире не могут быть осуществлены без достижения высочайшего уровня образования народов. Без осознанного строительства систем человеческой жизнедеятельности. Без нравственного совершенствования человека. В своей деятельности в качестве ректора Рем Викторович уделял особое внимание перестройке установившейся вертикально-дисциплинарной системы научного процесса в горизонтальную, считая это требованием времени. За четыре года ректорства он успел создать систему Научных Координационных Советов, объединяющих усилия учёных, связанных исследовательскими работами, осуществив таким образом интеграцию разных научных структур. Ему удалось также организовать разветвлённую сеть комплексных межкафедральных и межфакультетских лабораторий, объединяющих разные науки: физику, математику, химию, биологию, археологию, геологию и гуманитарные науки… Он считал важной задачей «постоянный и непосредственный контакт учёных разных специальностей, который создаёт все условия для широкого обмена идеями, и поэтому именно здесь лучше всего развиваются новые научные направления. Им нужно, однако, значительное время для своего «утверждения» в специализированных отраслевых институтах. В развитых странах, в частности в США, именно университеты получают большую долю ассигнований на исследования поискового и теоретического характера. Именно университеты в силу своей специфики являются наиболее подходящим местом для развития тенденций в современной науке, так как они включают в себя широкий круг естественных и гуманитарных факультетов, что создаёт оптимальные условия для осуществления комплексных междисциплинарных разработок. Объединяя учёных разных специальностей, университеты устанавливают связи между науками на основе высокого уровня научного мышления». – Это слова из доклада Р.В.Хохлова на совещании МГК КПСС. Второй задачей ректора Московского университета, над проведением в жизнь которой Рем Викторович целенаправленно и последовательно работал, являлась задача проведения в жизнь новой концепции фундаментального университетского образования. Для её выполнения была организована система методических консультаций и семинаров. «Фундаментальные знания, – писал он в статье «Время познания», – это знания не расчётчика, а теоретика. Не клерка от науки, а мыслителя, творца. Конкретные вещи можно выучить, запомнить, пользоваться ими, как, скажем, пользуются справочником. Фундаментальные понятия и законы можно тоже выучить и запомнить. Но сначала их надо глубоко понять, прочувствовать всем нутром, ввести в язык своего мышления. Возможно, это слегка преувеличено, но мне представляется, что, овладевая фундаментальными знаниями, специалист поднимается на высочайшую ступень понимания предмета – откуда открываются магистрали науки, её самые оживлённые перекрёстки. Открываются горизонты будущих открытий». В этих выступлениях Рема Викторовича кодовыми словами являются «фундаментальное знание» и «мышление». На совещании в МГК он говорил и о новых тенденциях развития, которые намечаются в СССР в работе вузов и университетов в ближайшие десятилетия, коротко перечисляемых ниже: Первое. Сочетание усиления подготовки студентов по фундаментальным наукам и воспитание творческого подхода к решаемым проблемам; а также способности к быстрой переориентации при разработке разных тем. Необходимость систематической переподготовки специалистов с высшим образованием, работающих в различных областях народного хозяйства. Введение новой функции вузов по обучению «взрослых». Второй тенденцией в развитии системы высшего образования является переход к непрерывному обучению в течение рабочей жизни специалиста. Третьей тенденцией в развитии высшего образования является усиление роли вузов в развитии науки. «И, наконец, последней, основной тенденцией в развитии высшего образования, – говорит Рем Викторович, – является возрастающая роль вузов как центров просвещения и культуры и распространения их среди всё более широких слоёв населения». В докладе и в последующих статьях расшифровываются все названные тенденции, а также уже внедряемая в университете идея подготовки специалиста более широкого, чем в предыдущие годы, профиля, считая это настоятельной необходимостью. В эти годы подход к подготовке квалифицированных специалистов в МГУ заключал в себе единство научного, образовательного и воспитательного процессов. «Мы стараемся, – говорил Рем Викторович, – расширить подготовку студентов, в частности, путём введения гуманитарных дисциплин в учебные планы естественных факультетов и, наоборот, естественнонаучных дисциплин – в планы гуманитарных факультетов…» В заключительных словах доклада он говорил об ответственности учёных перед народом и государством. О соблюдении баланса личных целей и интересов кафедры, факультета, университета. О разработке требуемых временем новых форм управления. В ведущих вузах страны, − говорил он, − как правило, работают крупнейшие советские учёные. И это не только крупные специалисты в своих областях знания, но и очень яркие личности, цвет нашей интеллигенции. Молодёжь, повседневно общающаяся с такими учёными, соприкасается не только с преподавателем, имеющим огромные знания, но и с человеком, обладающим всесторонне развитым интеллектом и большой культурой… Нам предстоит решить ещё много проблем на пути повышения эффективности образования, используя и свой опыт, и опыт развитых стран. Я уверен, что, высшая школа внесёт свой достойный вклад в дальнейшее развитие нашей страны». Это был 1974 год. В 1975 году в Московском Государственном университете проходила VI Генеральная ассамблея Международной ассоциации университетов (МАУ). Тема конференции – «Высшее образование на рубеже XXI века», предложенная Московским университетом, была встречена бурными аплодисментами. Доклад на юбилейную конференцию готовил ректор МГУ Р.В.Хохлов. Конгресс открылся в Москве 19 августа 1975г. и продолжался семь дней. В Первый день заседание проходило в Колонном зале Дома Союзов с участием представителей Советского правительства. Приветствовал конгресс Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев. В приветствии к участникам присутствующий на конференции заместитель директора ЮНЕСКО доктор Джон Фобс отметил особую роль Советского государства в культурной жизни народов мира: «Вы не только руководите процессами обучения в ваших университетах, – сказал он. – Вы служите человечеству в его стремлении к знаниям, направляете и контролируете работу, ведущуюся в ваших учебных заведениях. На вас лежит особая ответственность за образование на рубеже двадцать первого столетия». Это не были стандартные слова. В атмосфере середины 70-х годов во всём мире уже ощущались шаги холодной войны. Доклад ректора Р.В.Хохлова произвёл на аудиторию сильное впечатление. Он развеивал тревоги о будущем и в дальнейшем был переведён на многие языки мира. Организация ректоров мира Международной ассоциации университетов имела в своём составе представителей шестисот двух университетов (602) из ста девяти стран (109); в том числе в МАУ состояли 26 вузов СССР. С докладом в Доме Союзов выступил также и вице-канцлер Оксфордского университета Х.Дж.Хабаккук. Все шесть последующих дней работа делегатов на пленарных и секционных заседаниях проходила в залах и холлах Московского университета, сверкающих начищенной бронзой и полированным мрамором. Шли жаркие дебаты. Обсуждались проблемы высшего образования, проблемы занятости выпускников, социальный состав студентов в университетах, элитарность или демократизм высшего образования, выбор профессии, повышение квалификации, новое в формах и методах образования, общие проблемы молодёжи, проблемы экономического и социального развития общества. Разброс мыслей, прозвучавших на заседаниях и в кулуарах Московского университета, представлял живую картину общественной жизни на планете Земля в преддверии наступающего тысячелетия. «Моделью университета XXI века, безусловно, будет модель социалистического университета, – считал ректор Софийского университета профессор Бл. Х. Сендов. – Впервые здесь мы услышали мнение учёных о том, что научно-исследовательская работа – обязательная черта университетов… Что главным остаётся глубокое базисное высшее образование, фундаментальные знания. Но надо подчеркнуть, что обучение молодёжи необходимо связывать с повышением социальной ответственности. В XXI веке, я уверен, возрастёт роль философии, этики, социологии. А социалистическое общество найдёт возможность дать высшее образование каждому желающему. Но в чьих руках будет находиться эта возможность?» – прозвучал тревожный вопрос ректора Софийского университета. Ректор университета в Любляне сетовал, что в Югославии существуют сложности с распределением выпускников. Нет планового распределения. Президент Пенсильванского университета (США) отметил важность преемственности этапов образования в школах Советского Союза, подчеркнув: «Только в тех странах, которые достигли почти повсеместного хорошего уровня начального и среднего образования, имеются реальные возможности для большинства продолжать образование в высшей школе». Президент университета «Париж I» отметил принципиальную несовместимость образовательных задач, стоящих перед университетами капиталистических и социалистических стран: «В обществе, которое я называю классическим, – сказал он, – физический труд не пользуется таким большим уважением, как интеллектуальный. В стране, в которой мы сейчас находимся, всё обстоит иначе. В этих типах обществ предпринимаются значительные усилия, чтобы привлечь в университеты детей рабочих и крестьян наравне с представителями иных социальных слоёв. Перед нами такая проблема не стоит». Вице-канцлер Марбургского университета (ФРГ) рассказал о том, что в Германии очень серьёзно относятся к реформам в образовании. «В конце 60-х г.г., – говорил он, – у нас даже появился лозунг: «Высшее образование – для всех». Но вскоре стало ясно, что средств у нас для этого не хватает. Нет у нас ни заочного, ни вечернего образования. Но я думаю, что молодой человек может получить удовлетворение не только от интеллектуального труда». (Хотелось бы спросить: не устроить ли в современной России ток-шоу на эту тему?) Президент Женского университета в Маниле рассказала о том, что Женский университет Филиппин был основан в 1919 году для того, чтобы обеспечить женщинам участие в общественной жизни. «За пятьдесят пять лет развития, – говорила она, – мы подготовили женщин-инженеров, технологов, социологов, музыкантов, педагогов… Сейчас у нас есть женщины-сенаторы, женщины-судьи… В своей стране мы должны сделать ещё очень много для воспитания и образования детей. Но это стоит очень дорого». «Каким станет университет XXI века?» – Так поставил вопрос вице-канцлер Оксфордского университета (Великобритания) Х. Дж. Хабаккук. – «Думаю, что будет немало сюрпризов. Во всяком случае, я удивлюсь, если всё останется по-старому. Думаю, что университеты станут слишком дорогостоящими учреждениями. Многое будет зависеть от желания государств поддержать университеты. И эти факторы будут сильно различаться в зависимости от страны». По окончании VI Юбилейного Конгресса МАУ в Георгиевском зале Кремля прошёл приём. В Московском университете также был устроен торжественный обед. Вечером Студенты московских вузов в Актовом зале МГУ дали прекрасный концерт. Таким тревожным и радостным было время 70-х годов. Однажды посетивший Московский университет Президент буддийской организации «Сока Гаккай», основатель университета Сока (Япония) Дайсаку Икеда сказал Рему Викторовичу: – Каждый раз, когда меня приглашают «старые», с давними традициями университеты – будь то Оксфорд или МГУ, – меня охватывает совершенно особое чувство присутствия в центре разума человечества. Я как бы ощущаю великое течение мировой культуры. Образования… По сравнению с МГУ университет Сока – просто дитя. Но я мечтаю, что в XXI веке он станет по значению равным МГУ. – Что ж, – откликнулся Рем Викторович. – Московский университет тоже ставит перед собой задачу воспитать учёных уже и XXI века. Мне кажется, что в спорах о путях образования в нашей стране уже вырисовываются контуры стройной системы образования будущего. Думаю, что вуз, университет перестанет быть вершиной, монопольно вершающей образование. Будут и школа, и профтехучилища, и техникумы, и вузы, но не сами по себе, а как элементы новой системы непрерывного образования. Человек будет учиться всю жизнь – во всяком случае, всю свою активную жизнь. И центром его образования будет не школа, не вуз, а он САМ. Да, да, он сам. Школа научит его самостоятельности и основным навыкам. ВУЗ даст узкое и глубокое образование, а сам он будет изучать то, что ему ИНТЕРЕСНО. Великое слово это станет сутью свободного образования… Заканчивая заметку, позволим себе перефразировать Рема Викторовича: «Вузы должны охватывать своей деятельностью не только молодёжь, они должны превратиться в центры культуры и образования всего народа». Выходить из угла, в котором сегодня находится Россия, надо, восстановив наше русское образование. Россия ждёт появления гения. МГУ имени М.В.Ломоносова Физический факультет Людмила Девяткова

Источник: http://фонды ЛКМ
Категория: Город и люди | Добавил: bond (2016-06-21) | Автор: Л. Девяткова
Просмотров: 118 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по статьям
Карта Ливен
Карта Ливен
МЕСТО ДЛЯ РЕКЛАМЫ
Ваша реклама
Наши партнеры
Ваша реклама
Друзья сайта
Здесь могут быть ссылки на ваши сайты.

Статистика
Copyright Livny Info © 2006-2018
Сайт управляется системой uCoz
----------
Место для рекламы
----------